Воскресенье, 13.07.2025, 21:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории
Учебные проекты
Статистика

Калашников Алексей Александрович

Главная » Статьи » Научные и публицистические работы

Из учебного пособия "Функции Заказчика-застройщика"


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

Потребность в планировании и управлении строительством существовала на всем протяжении развития нашей цивилизации. Примеров этому можно найти множество среди исторических памятников. Начиная от каменных плит истории Египта, глиняных табличек Месопотамии, свитков Греции и Рима. Хорошо известны труды Витрувия, Палладио, Леонардо да Винчи. Был период в истории Европы, когда за попытку сохранить знания о строительных технологиях на твердом носителе, как мы сейчас говорим, можно было попасть под суд и даже на казнь. Так строго охранялись секреты мастерства в цеховой профессиональной среде. Постепенно ситуация изменилась и появились общепризнанные строительные научные и учебные школы, начали проводиться систематические научные исследования в строительной области. Появились разнообразные научные теории, обеспечивающие прикладные технологии строительства. Например, расчеты несущей способности и устойчивости строительных конструкций. Бурный рост строительства и самое главное изменение масштабов и сложности строительных объектов обусловили оформление самостоятельного направления в строительной теории – управление строительным производством, или как еще говорят - управление строительными проектами.

Как самостоятельное научно-практическое направление теория управления проектами начала складываться в 1930‑х гг. Ее развитие было связано, главным образом, с разработкой специальных методов координации работ при реализации поточного домостроения и крупных гидротехнических проектов. В СССР были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства с использованием диаграмм Ганта и циклограмм. Несколько позднее в США были разработаны методики управления проектами в авиационной отрасли (в корпорации US Air) и в нефтегазовой отрасли (в известной фирме Еххоn).

Крупный шаг в области развития методов управления проектами был сделан в 1950–1960-х гг. Компания Du Pont de Nemour образовала группу, которая к концу 1957 г. разработала метод критического пути (СРМ), получивший программную реализацию на ЭВМ UNIVAS. Этот метод был с успехом использован при возведении завода химического волокна в Луисвилле – были получены удивительные по тем временам результаты скорости и стоимости строительства. Вслед за методом СРМ для ведения работ по военно-морской программе «Поларис» в течение 1957–1958 гг. была создана и опробована система сетевого планирования PERT. В 1960-е гг. получает развитие использование методов и средств PERT в строительстве, расширяется сфера их применения. Разрабатываются методы и средства оптимизации стоимости строительства PERT (PERT/COST), распределения и планирования ресурсов (RPSM, RAMPS, PMS и др.). Созданы первые системы контроля над проектом на основе сетевой техники (PSC и др.). Началось распространение сетевых методов в других странах, в первую очередь европейских.

В современной специализированной русскоязычной литературе по управлению проектами указывается, что развитие в СССР современных методов управления проектами началось с появления первых публикаций о сетевых методах в начале 1960-х гг. и выхода Постановления Правительства СССР о применении сетевого планирования и управления в промышленности и строительстве (1964 г). От авторов этих трудов почему-то укрылся огромный пласт научных и методических разработок в оборонных отраслях промышленности СССР. К сожалению, он недоступен для широкого изучения и до сих пор. Завеса молчания в современной российской научной литературе окутывает ряд сфер высокоинтеллектуальной деятельности советского периода. Прежде всего, это достижения в методах управления и планирования, в кибернетике и вычислительной технике. Косвенным образом это подтверждают космические и атомные программы Советского Союза, а также целый ряд технологических прорывов в других отраслях, – прорывов, принципиально невозможных без развитой методологии управления проектами и программами.

 За прошедшие годы ХХI века революционно расширилось применение компьютерных технологий в строительстве как при проектировании, планировании производства, так и непосредственно на строительной площадке. Новые конструкционные и отделочные материалы, применение полимеров в инженерных сетях, уход от «мокрых» технологических процессов, от подхода «возведения» к подходу «сборка» позволили одновременно удешевить строительство, снизить сроки и повысить качество продукции.

В данном месте необходимо уточнить, что вышесказанное не относится к российской строительной практике рыночного периода (т.е. с 1993 г.). Российский строительный бизнес продемонстрировал удивительную способность даже при внедрении передовых мировых технологических достижений резко снизить качество своей продукции при одновременном ее удорожании.

Новые технологические методы контроля хода строительных работ, качества выполнения, фиксации выполненных объемов позволяют осуществлять мониторинг «on-line» за объектом, оперативно, в разрезе поминутного графика принимать решения об изменениях в строительной программе. Мобильные средства связи и спутниковой навигации позволяют применять при строительстве современные логистические схемы (PL3). Имеющееся программное обеспечение математического аппарата прогнозирования обеспечивает оперативную готовность на случаи нештатных ситуаций или критических отклонений от графиков работ.

Можно констатировать, что технологические и технические достижения последнего времени обеспечивают возможность принципиально более сложных сценариев организации строительства, чем раньше. Это касается и принципиально более сложных зданий, производственных комплексов и транспортных сооружений как объектов строительного производства. Это относится и к тому, в каких внешних условиях эти более сложные объекты создаются. И это предполагает более тщательный подход к экологическим, инфраструктурным и социальным последствиям осуществления строительного проекта.

К сожалению, необходимо пояснить, что замечательные достижения мирового проектного прогресса практически проигнорированы российским строительным бизнесом. Ряд относительно сложных строительных проектов, например, вторая сцена Мариинского театра, показали вопиющую неспособность самых приближенных и финансово успешных бизнес-стуктур справиться с современным уровнем сложности строительного проекта.

В 1990 г. 18 научных, учебных, проектных институтов и производственных организаций СССР учредили Ассоциацию управления проектами СОВНЕТ. СОВНЕТ – это добровольное объединение коллективов государственных и общественных организаций, частных компаний, а также отдельных специалистов, осуществляющих подготовку выполнения и управления проектами в различных сферах деятельности. Можно констатировать, что за двадцать лет своей деятельности это профессиональное объединение не оправдало надежд возлагавшихся на него при создании. Значимая научная деятельность не ведется, подготовка специалистов незначительна, авторитет организации среди профессионалов минимален. Ассоциация по сути перепродает чужой продукт – сертифицирует по стандартам IPMA.

Кроме освоения международных стандартов project management в Российской Федерации подготовлены  национальные профессиональные стандарты, как адаптация международных стандартов на основе и в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association - ICB, IPMA). Это «Национальные требования к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК)». Официальное строительное переложение стандартов project management в РФ отсутствует. Такое плачевное положение с развитием в РФ современных методов управления строительными проектами не случайно. Во многом это обусловлено позицией государства, во многом позицией строительного бизнеса. Например, серьезным препятствием для развития национальных стандартов и методик управления проектами стало внедрение федерального закона «О техническом регулировании». Этот крайне ответственный закон был сделан впопыхах, крайне непрофессионально, имел множество негативных последствий своего применения и всячески игнорировался профессиональным сообществом. На сегодняшний момент он привел к разрушению национальной нормативно-технической базы строительства, как единой системы. Строительный бизнес в целом и особенно наиболее крупные его структуры так же предприняли масштабные усилия по «замутнению» нормативно-правовой среды для инвестиционно-строительных проектов. Особенно ярко это проявилось при борьбе за введение федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» №214 от 30.12.2004г. В итоге агрессивного лоббирования со стороны строительных компаний и соглашательской позиции государства закон потерял значительную часть своего положительного потенциала. В частности, сузились предусмотренные законом возможности проектного финансирования строительства, ослаблено конкурентное напряжение на строительном рынке, сократился потенциал возможности контроля качества строительной продукции со стороны потребителя. Можно видимо констатировать, что общественно-политическое состояние государства и уровень развития бизнес отношений в РФ главные препятствия для внедрения передовых технологий управления строительными проектами.

Двадцатилетний опыт становления рыночной экономики в современной России дал достаточно противоречивые результаты в области строительства. По итогам 2007 г. объемы строительства наконец достигли уровня советского периода, но с 2008 года опять упали. Стали применяться некоторые современные зарубежные технологии. Возводятся ранее редко появлявшиеся объекты: высококлассные офисные здания, торговые центры, элитное жилье. Однако во многих аспектах строительный комплекс страны деградировал: качество строительной продукции низкое, растут сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и стоимость строительства, низок уровень архитектурно-строительных решений, множатся серьезные градостроительные ошибки, даже крупнейшие строительные холдинги не могут конкурировать на международном рынке и т.д. и т.п.

Приходится констатировать, что контроль и управление строительным рынком со стороны государства бессистемны: отсутствуют цельная правовая и нормативная среда строительной деятельности, государственная научно-техническая поддержка строительства, открытая государственная информационная база по регулированию в сфере строительства, по строительным проектам и проектным решениям, в том числе передовым и типовым, кроме того, чрезвычайно велико влияние лоббистов от разных группировок строительных и девелоперских компаний. Важнейшим элементом современного российского строительного рынка является коррупция на всех уровнях государственного аппарата. Без учета этого фактора не осуществляется ни один инвестиционно-строительный проект, ни в сфере бюджетного, ни в сфере коммерческого финансирования.


Категория: Научные и публицистические работы | Добавил: Алексей (16.06.2010)
Просмотров: 1405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ArtillCat  
0
Ваши потенциальные клиенты!!! http://prodawez.org.in/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]